Диафрагментальное дыхание
Наиболее естественное дыхание. Напрягаются, расходятся нижние рёбра и слегка выпирает область солнечного сплетения. Живот в области пупка так же слегка выдвигается. После вдоха диафрагма расслабляется и выпускает воздух. Нижние ребра возвращаются на место, как и все остальное.
Положите одну руку на нижние ребра сбоку, а другую – на солнечное сплетение. Вдохните спокойно и непринужденно через рот не гримасничая. Разойдутся нижние ребра и выпятится область солнечного сплетения. Верхняя часть грудной клетки не должна подниматься. Задержите дыхание и запомните ощущения. Расслабьтесь и выдохните, почувствуйте как опадает область солнечного сплетения. Дышать должно быть комфортно и легко, легко задерживать дыхание. Упражнение на дыхание.
Положите руки с боков на нижние ребра. Выдыхайте долго с силой и беспрепятственно, в то же время нажимайте на ребра руками. Ослабьте давление на ребра пока вы вдыхаете, нижние ребра и область солнечного сплетения должны расшириться по максимуму без поднятия верха грудной клетки. Вдох должен быть спокойным. Пусть ребра раздвинут руки и почувствуйте, как выпирает солнечное сплетение. Практикуйтесь, пока это не станет естественным.
Избегайте напряжения в животе.
Такое дыхание используется, когда певец напрягает и выпячивает мышцы живота. Они затрудняют дыхание напрягая мышцы живота и не давая диафрагме пространства для расширения.
Не вдыхайте слишком много воздуха.
Поза.
Если вы горбитесь, то мешаете диафрагме растягиваться, не давая ей места. Постарайтесь вырасти на пару сантиметров, как будто вы свисаете со струны, привязанной к вашей голове. Выпрямите спину путем втягивания поясницы. Если не горбиться, то мышцы живота лучше выполняют свою работу. Старайтесь не растянуть мышцы колен, не потому, что это мешает пению, а потому что это может повредить мышцы в целом.
Смотри упражнения на осанку.
ОПОРА
Задержка выдоха.
Многие певцы думают, что пение, это всего лишь выдыхание воздуха. Но если вы выдыхаете слишком быстро, то пение будет коротким. Когда вы поете или говорите, то должны задерживать дыхание и этот процесс должен быть контролируемым. Контроль выдоха и есть пение на опоре. Опора подразумевает физическую силу и контроль за телом.
Чувствуйте выход воздуха.
Поставьте руку перед ртом и выдохните. Почувствуйте рукой движение воздуха. Теперь добавьте ноту во время выдоха. Услышьте, как вяло и хрипло звучит нота.
Теперь пойте более мощно и почувствуйте уменьшение потока воздуха. Из чего следует, что для более мощного и четкого звука надо экономить количество выдыхаемого воздуха.
НЕ ФОРСИРУЙТЕ ЗВУК!!!!
Не пытайтесь усиливать звук путем большего количества выдыхаемого воздуха.
Почувствуйте мощь диафрагмы
Почувствуйте сопротивление диафрагмы которому вы, как певец, сопротивляетесь при выдохе. Вдохните, задержите дыхание и почувствуйте, как копится огромная сила в диафрагме, пытаясь выпустить воздух. В конце концов диафрагма окажется сильнее и не даст вам задохнуться. Так что воздух трудно задержать, но легко выдохнуть.
Упражнение со свечёй.
В древности итальянские певцы так тренировали выдох. Пламя свечи не должно было колыхаться. Чем меньше колыхалось пламя, тем лучше было пение (Исключая пение с «продувом»). Не вдыхайте слишком много воздуха, его очень трудно удержать.
Твердость опоры.
Сопротивление при опоре.
Пение на опоре есть постоянное движение, работа против сопротивления, как будто вы надуваете шарик.
Опора это постоянное движение, как бы мало оно не было. Если движение прекратилось, то опора более не эффективна, мускулы заблокированы.
Найдите правильную опору.
Положите руки на поясницу и почувствуйте, как расходятся руки. Теперь максимально увеличьте давление рук, но без некомфортных ощущений. Создавая небольшое напряжение мышц вы найдете ощущение работы против сопротивления. Почувствуйте это напряжение. Это и есть правильная опора. Увеличение опоры ведет к увеличению напряжения мышц. И это ведет к расхождению рук. Если это произошло, то вы получили правильную опору. Если руки не расходятся, то это мгновенная опора, служит для экономии энергии.
Натуральная поддержка против активной.
Чтобы точно понять правильную опору певец должен рассмотреть естественную опору. Во время правильного вдоха диафрагма опускается и растягивается и в естественном порядке останавливается на короткое время, необходимое для выдоха. Это естественная опора. В этом случае певец не использует физическую силу для опоры потому что диафрагма уже натянута. Но начальное кол-во воздуха кончилось, диафрагма захочет расслабиться и выпустить остатки воздуха.
Ощущения опоры в солнечном сплетении
Положите одну руку на солнечное сплетение, а другую на живот в районе пупка. Когда вы выдыхаете пространство под руками выравнивается. Когда вы вдыхаете- выпячивается. При опоре с.сплетение выпячивается, а пупок втягивается.
Достаточно сложно заставить эти две области работать вразнобой.
Вдохните как можно больше, с.спетение и пупок выпячиваюся. Если необходимо оставить раздутие увеличьте давление изнутри. Теперь аккуратно втяните живот в области пупка без втягивания сплетения. Живот нужно втянуть слегка. Запомните это ощущение. Когда это будет получаться естественно вы почуствуете взаимодействие между сплетением и областью пупка. Чем больше втягивается живот, тем больше выдается область солнечного сплетения. Тренируйтесь не вдыхая и не выдыхая.
Мышцы поясницы и боковых ребер так же должны расходиться.
Разница между правильной и неправильной опорой
Выдвинув область с.сплетения и пупка задвинуть аккуратно область пупка рукой.
Упражнение на опору
Попытайтесь натянуть диафрагму не дыша. Раздвиньте ребра по бокам и сзади, слегка втяните живот в области пупка, напрягите мышцы спины (крылья) и выпрямите спину. Тренируйтесь, пока это не будет получаться естественно.
«Перекатывайте» опору когда задерживаете дыхание. Положите одну руку на солнечное сплетение, а другую на пупок. Втяните пупок, пока держите сферу сплетения. Перекатывайте сферу между ними.
Выдохните и вдохните. Во время следующего выдоха издавайте тихий «ссс» с помощью языка. Этот звук должен быть непрерывным и как можно более долгим. Почувствуйте, как область солнечного сплетения постепенно выдается вперед все больше во время звука «ссс». Сфере сплетения не должна уменьшаться. Так же соблюдаются и другие основы опоры. Продлите ощущение задержки дыхания, пока воздух постепенно выходит. Вы должны тренироваться, пока звук не будет продолжаться одну минуту.
Вы также можете контролировать опору, держа листок бумаги около рта. Выдохните, вдохните и медленно и равномерно выдыхайте. Листок не должен дрожать. Выполняйте инструкцию к предыдущему упражнению.
Физически сильный певец может практиковать опору поднимая что то тяжелое и держа это на весу на расстоянии от тела, пока издаёшь звук «ссс». Будьте осторожны, не сгибайте спину и выполняйте рекомендации предыдущих упражнений. Сначала тренируйтесь у стены, прижимая голову, плечи и поясницу. После можно тренироваться без стены.
Два певца могут тренироваться тяня друг друга за руки, пока длится звук «ссс». Одна нога вперед, колени присогнуты.