Глотка
Зажимы горла злейшие враги вокалиста. Достижение открытой глотки на опоре.
Пение требует физических усилий, но это вызвать зажимы горла. Мы должны обмануть зажимы глотки всегда, когда поём сложный материал. Это называеё тся открытая глотка. Когда глотка открыта, то связки не зажаты и могут спокойно растягиваться и сокращаться. Открытая глотка включает в себя помимо прочего использование опоры. С эффективной твердой опорой можно использовать физическую силу без опасности зажимов. Прошаренные певцы знают ощущение зажима и избегают его.
Для начала, чтобы добиться открытой глотка, полезно почувствовать, как язычок движется вверх (как будто выполощете горло) и самая задняя часть языка сама собой слегка опускается. Это может вызвать зевок. Попытайтесь запомнить это ощущение и воспроизводить его при пении. При этом нужно правильно пользоваться опорой.
Позже вы не должны поддерживать ощущение зевка во время пения. Ощущение зевка это маяк для поиска открытой глотки. Ощущение зевка НЕ ОДНО И ТОЖЕ ЧТО И ОЩУЩУНИЕ ОТКРЫТОЙ ГЛОТКИ. При открытой не должно возникать специфических ощущений.
«Открытая глотка» в образах и ощущениях.
Помните, что образы и ощущения лишь маленькие зацепки. Если они не дают результата сразу – забудте про них. Не путайте образы и ощущения с тем, что действительно происходит!
Вы можете работать на достижение открытой глотки:
• Когда вы вдыхаете, чтобы чихнуть или зевнуть
• Когда вы всхлипываете
• Когда вы удивлены
• Когда есть хорошая идея, но вы не можете заставить себя слушать
• Когда вы глотаете что-то большое
• Когда мягкое небо остается в одной позиции на всех гласных
• Представьте широкую маленькую комнату с низким потолком над язычком. Комната растянута от уха до уха, если вы опустите язычек, то спровоцируете зевок.
• Почувствуйте напряжение мышц возле ушей, как будто вы укусили лемон
• Почувствуйте позицию язычка, когда вы полощете горло, задняя часть языка опущена, что может спровоцировать зевок
• Представьте себе квадратную глотку
• Слегка поднимите уголки губ, как будто вы скрытно улыбаетесь. Напрягите мышцы возле верхних коренных зубов и поднимите мягкое нёбо
• Представьте пространство около коренных зубов
Следите за тем, что приводит к зажимам.
Кроме опоры и открытой глотки надо следить еще за несколькими вещами. Напряжение губ и челюсти вызывает зажимы горла.
Вы должны быть осторожны и не сжимать зубы, не напрягать челюсть во время пения, особенно когда вы поете высокие ноты. Это может вызвать зажимы и повредить связки. Если вы не уверены, что открыли рот достаточно широко на высоких нотах, попытайтесь поместить между зубами 1 или 2 пальца. Если вы прикусываете пальцы, то это признак мышечных зажимов. Практикуйтесь петь без прикусывания пальцев. (См. открытие рта).
Положение нижней челюсти.
Когда вы поёте, следите за положением нижней челюсти. Если она выдвинута вперёд, то это может привести к зажимам.
Челюсть должна быть открыта вниз и вовнутрь, не наружу. Вы должны следить, чтобы челюсть не выдвигалась вперед.
Найдите правильное положение челюсти.
Вы можете найти правильное положение челюсти представив, что вы спите в автобусе откинув голову на спинку кресла. Обратите внимание, как опущена челюсть, оставляя место для пальца между верхними и нижними зубами (см. рисунок.). Поставьте палец, откиньте голову и привыкните к такому положению челюсти. Почувствуйте как челюсть отходит от пальца всё больше и больше по мере открытия рта.
Пойте с пальцем между зубов. Если нижние зубы жмут на палец, то есть опасность зажимов. Запомните где в песне уходит вперед челюсть и по каким причинам. Вы должны практиковаться убирать зажимы.
Вы так же можете тренировать позицию челюсти задирая голову и расслабляя челюсть.
Избегайте зажимов губ.
Зажимы губ могут привести к зажимам на связках. Это допустимо, если напряжение губ приходится на согласные на очень короткое время. Все длинные ноты должны звучать на гласные звуки. Очень важно уметь расслаблять губы после согласных звуков.
Практикуйтесь перед зеркалом и запоминайте, в каких местах песни губы напрягаются. На низких и средних нотах это нормально, вверху диапазона этого следует избегать. Вы должны практиковаться в извлечении гласных без напряжения губ (см. произношение и открытие рта).